Данная позиция отражена в ряде писем Минфина России*(389) и поддерживается отдельными решениями арбитражных судов*(390). Перейдем к следующему вопросу: можно ли считать наружной рекламой размещение рекламы внутри помещений, например на стенах метрополитена? В редакции Федерального закона «О рекламе», действовавшей до 1 июля 2006 года, в определении «наружки» не уточнялось, должны ли рекламные материалы находиться только на внешней стороне зданий (сооружений) или они могут быть расположены внутри. На основании этого напрашивался вывод, что реклама, в частности, на стенах метро относится к наружной. С правомерностью этой позиции соглашались и суды*(391). Тем не менее в действующей редакции Федерального закона «О рекламе» прямо указано, что рекламные материалы размещаются на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Представительские расходы
Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена».На основании указанного выше можно сделать вывод, что к рекламе относятся не все расходы на продвижение товаров (работ, услуг), а только те, которые связаны с распространением информации о товарах (работах, услугах) неопределенному кругу лиц.
Нормируемые расходы
Внимание
При заполнении декларации налога на прибыль в конце каждого квартала производят учет представительских расходов, принимая во внимание фонд оплаты труда за этот квартал. Этот способ удобнее для фирм с кассовым методом определения доходов и расходов.
При превышении представительских расходов в период квартала образуется отложенное налоговое обязательство, которое может быть сторнировано по итогам года. 2 способ – годичный. Годовые бюджеты фирм обычно не слишком отличаются. Это позволяет при планировании следующего года сразу отвести примерные 4% от фонда оплаты труда прошлого года на представительские расходы, а затем разделить эту сумму на кварталы.
Ненормативных затрат при этом способе не будет, но придется постоянно проводить корректировку запланированных и фактических показателей. 3 способ – должностной.
Нормируемые расходы в 2016-2017 году (рекламные, представительские, страхование)
Официальность мероприятия может быть подтверждена программой вопросов, подлежащих обсуждению в его ходе.
- Затраты должны быть обоснованы, то есть оправданы с экономической точки зрения.
- Каждая статья расходов должна иметь документальное подтверждение.
- В спорных случаях следует обратиться к арбитражной практике. В суде представительскими сочтут расходы, удовлетворяющие одному из двух условий:
- прямо названы таковыми в соответствующем пункте Налогового кодекса РФ;
- их разрешено включить в представительские отдельными нормативными актами налоговой службы или Министерства финансов РФ.
Документы для подтверждения представительских расходов Несмотря на законодательное требование документального подтверждения представительских расходов, не выработано единого стандарта или перечня таких бумаг.
Учет и оформление представительских расходов
А если изготавливается рекламная продукция с иным названием (лифлет, буклеты, листовки и т. д.)?В разрешении такого рода спорных ситуаций могут помочь разъяснения Минфина России, а также судебные решения по этим вопросам.Так, по мнению Минфина России13, буклеты и листовки представляют собой разновидность брошюр, содержащих рекламную информацию, имеющих от одного до трех сгибов. Такие расходы признаются ненормируемой рекламой.Если компания не издает свой каталог, а платит за услугу по размещению в каталоге, изданном другой организацией, информации о своей продукции, то нормируются ли такие расходы?Минфин России также считает, что это ненормируемые расходы14.В состав ненормируемой рекламы входят расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.
Спорные расходы на рекламу
- отчет о проведенном мероприятии – составляется ответственным лицом, указанным в приказе, в нем отражаются все те же позиции, что и в приказе, плюс конкретный достигнутый результат каждого этапа (особенно если в ходе мероприятия были заключены какие-либо официальные договоры, подписаны документы);
- акт на списание данного вида расходов – несет информацию о точной сумме по всем видам представительских затрат (этот документ нужно заверить не только у руководителя, но и у главбуха);
- платежные документы, которые подтверждают расходы: чеки, счета-фактуры, акты выполненных работ и др.
ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ! В случае рассмотрения спора в арбитражном суде приоритет будут иметь организации, которые озаботились как предварительными подтверждающими документами (приказ, смета, программа), так и итоговыми (отчет, акт).